Родительское собрание «Играйте и учитесь!»

17 ноября 2016 года в группе № 03 «Подсолнушки»- старшая группа прошло родительское собрание.
Присутствовало 15 человек.
Воспитатели: Волкова Т.С.
Гоголева Г.Б.
Цели:
 познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза;
 предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;
 привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.
Вступительное слово:img_1160
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Поэтому большинство родителей торопятся обучить ребенку чтению еще до поступления его в первый класс. Уже научно доказано, что семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи, то есть в этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников — родственников, старших школьников, недостаточно грамотных педагогов.
Очень часто педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают ошибки. Например:
 Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.
 Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста.
 Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]…, что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». img_1162Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]… И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ, искажает и замедляет механизм слияния фонем.
 Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ — [ЗУП], КОМОК — [КАМОК], ЖИЛ — [ЖЫЛ]…) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
 Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона, а следовательно, осознанность и целеобусловленность приобретаемых лексических умений как познавательного средства.
 При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Чтобы избежать приведенных выше ошибок и получить быстрый результат при самостоятельном обучении ребенка чтению Вам будет полезно познакомиться с некоторыми дидактическими играми.
Ход собрания:
1. Организационный момент.
— Сегодня Вашему вниманию будут предложены игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх и поддержать своего ребенка.
Дидактические игры: «Узор из звуков» ( звуко-буквенный анализ слова), «Картинки, слова, схемы», «Грамматика для дошкольников», «Делим слова на слоги»

Игры на развитие речи по дороге в детский сад
(памятка для родителей)
Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, — чаще играйте с ними! Предлагаем Вам очень простые речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.

Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
— Солнце утром восходит, а вечером (заходит)
— Воробей чирикает, а ворона (каркает)
— У зайчихи зайчонок, а у лисицы (лисёнок)
— Воробей летает, а кошка… (бегает, прыгает) т. п. ;
— Медведь осенью засыпает, а весной…
— Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный (стоят)
— Мокрое бельё развешивают, а сухое… т. п.
Игра «Угощаю»
«Давай с тобой вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие» слова.
Игра «Самый внимательный»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный. А ещё я заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что заметил? » Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Игра «Волшебные очки».
«Представь, что у нас с тобой есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зелёным и т. п.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и т. п. »
Игра «Поварята»
Сегодня на кухне мы будем готовить яблочный сок. Из чего мы будем его делать? (из яблок). А сливовый сок из чего будем делать? (из слив). А грушевый (вишнёвый) и т. п. т. п. Справились? А теперь, наоборот: как будет называться сок из моркови (лимона, апельсина и т. п.?
Игра «Отгадай, кто это? »
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они относятся:
— Крадётся, царапается, мяукает?
— Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
— Бодается, мычит, пасётся?
— Шипит, извивается, ползает?
Если Ваш ребёнок легко справился, попробуйте поиграть наоборот. Пусть теперь он говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра «Исправь мою ошибку»
Взрослый говорит предложение, а ребёнок исправляет его и говорит правильно. Например, «Кустик спрятался за ёжика», «Лужа перепрыгнула через меня», «Конура залезла в собаку», «Стул залез под щенок».
Игра «Отгадай предмет по его частям».
— Корень, стебель, листья, лепестки.
— Носик, крышка, ручка, донышко.
— Четыре ножки, спинка, сиденье.
Желаем удачи!

Родителям также были даны рекомендации как заниматься дома с детьми.
1.Занимаясь с детьми необходимо помнить, что весь материал пособия,
по которому вы работаете, систематизирован, поэтому в обязательном порядке следует выполнять все задания подряд, не допуская их пропусков и перестановок.
2.Настроение ребёнка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому,
предлагая ребёнку позаниматься, вы должны буквально излучать радость, как от предвкушения чего-то занятного, весёлого и одновременно очень важного.
3.Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних – полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Продолжительность занятий в самом начале сугубо индивидуальна: один ребёнок способен уже на первом занятии работать интенсивно 20 минут (с перерывом), другой едва выдержит 10. Обучающий взрослый должен хорошо понимать, что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность невысокая, внимание быстро истощается. Если ребёнок, отзанимавшись пять-десять минут, перестал слышать вас или неожиданно заговорил о событиях вчерашнего дня, это вовсе не означает, что он ленив или неумён! Просто он устал и взрослому совершенно излишне обнаруживать здесь свою досаду. Поддержите ненадолго разговор с ребёнком на предложенную им тему, а затем продолжите занятие. С некоторыми детьми такие «перебивки» происходят через каждые пять минут – запаситесь, пожалуйста, терпением!
Раз в 10 минут любой ребёнок должен отдыхать. Хорошо, если вы поиграете с ним 3-4 минуты в какую-нибудь игру малой подвижности. После этого полезно предложить ему с минуту «поспать» — сесть за стол, закрыть глаза,  положив голову на руки, лежащие на столе. Завершать занятия следует непременно на оптимистической ноте: отмечайте даже мельчайшие достижения ребёнка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших его успехах. Очень полезно при ребёнке рассказать о его успехах другим членам семьи, знакомым.
А также были рассмотрены общие вопросы: новости группы, подготовка к новогоднему празднику, участие детей в городских и всероссийских конкурсах, награждение победителей.
Решение родительского собрания:
1) Для проведения Новогоднего праздника обеспечить детей костюмами.
2) Родительскому комитету приобрести подарки для детей.
3) Вместе с детьми принять активное участие в конкурсе «Новогодний калейдоскоп»
4) Продолжать пополнять предметно-развивающую среду группы.
Подготовила материал воспитатель Волкова Т.С.

Запись опубликована в рубрике Волкова Т.С., Гоголева г.Б.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий