Играем дома- развиваем речь

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако, если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только учитель-логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность.

Предложенные логопедические игры и задания помогут закрепить знания и умения, направленные на формирование познавательно-речевой активности детей. Игры подобраны, исходя из интересов ребенка и возможностей родителей, с учетом современной действительности, которая обуславливает недостаточное количество времени на совместное времяпрепровождение.

 

Игры на кухне:

  • «Помогаю маме».

Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

  • «Давай искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

  • «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

 

Игры в комнате ребенка:

  • «Придумай загадку».

Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)

  • «Где игрушка?»

Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.

  • «Назови ласково».

Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.

  • «Один-много».

При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.

 

Игры во время прогулки:

По дороге  к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним: Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.
«Беседа».

— Куда мы идем? (К остановке автобуса).

— Автобус — это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский).

— А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).

— А метро — это какой вид транспорта? (Подземный).

— А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).

— Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.

-Чем отличается автобус от троллейбуса?

— Может ли трамвай объехать девочку?

— Мы идем в гости, что такое «гости»?

— Кто ты бабушке? (Я — бабушкин внук).

— А кто я бабушке? (Ты — бабушкина дочь).

— Кем приходится бабушка дедушке? (Бабушка – жена дедушки).

— Что мы подарим бабушке? И т.д.

Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

  • «Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово».

— А я вижу машину, первый звук «м» и т.д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение, чтобы успокоить расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово,  другой составит с ним предложение, один слово,  другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
— Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)

— Кто еще к ней придет?

— Кто где сядет за столом?

— Что приготовит нам бабушка?

— Сколько тарелок будет стоять на столе?

— Какая посуда есть у бабушки?

— Что нравится тебе у нее дома?

Возвращаясь домой, узнайте, что запомнил ребенок:
— Назови людей, которые сидели за столом.
— Опиши одежду тети.
— Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.

 

По дороге в детский сад:

  • «Я заметил».

— Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

  • «Волшебные очки».

— Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало? Скажи: «Красные сапоги, красный мяч, красный дом, красная машина, красное пальто и т.п.».

  • «Перепутаница»

Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекасо (колесо), посаги (сапоги) и пр.

Запись опубликована в рубрике логопедический пункт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий