Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако, если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только учитель-логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность.
Предложенные логопедические игры и задания помогут закрепить знания и умения, направленные на формирование познавательно-речевой активности детей. Игры подобраны, исходя из интересов ребенка и возможностей родителей, с учетом современной действительности, которая обуславливает недостаточное количество времени на совместное времяпрепровождение.
Игры на кухне:
- «Помогаю маме».
Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
- «Давай искать на кухне слова».
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
- «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Игры в комнате ребенка:
- «Придумай загадку».
Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
- «Где игрушка?»
Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.
- «Назови ласково».
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
- «Один-много».
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.
Игры во время прогулки:
По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним: Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.
«Беседа».
— Куда мы идем? (К остановке автобуса).
— Автобус — это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский).
— А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).
— А метро — это какой вид транспорта? (Подземный).
— А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
— Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
-Чем отличается автобус от троллейбуса?
— Может ли трамвай объехать девочку?
— Мы идем в гости, что такое «гости»?
— Кто ты бабушке? (Я — бабушкин внук).
— А кто я бабушке? (Ты — бабушкина дочь).
— Кем приходится бабушка дедушке? (Бабушка – жена дедушки).
— Что мы подарим бабушке? И т.д.
Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
- «Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово».
— А я вижу машину, первый звук «м» и т.д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение, чтобы успокоить расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
— Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)
— Кто еще к ней придет?
— Кто где сядет за столом?
— Что приготовит нам бабушка?
— Сколько тарелок будет стоять на столе?
— Какая посуда есть у бабушки?
— Что нравится тебе у нее дома?
Возвращаясь домой, узнайте, что запомнил ребенок:
— Назови людей, которые сидели за столом.
— Опиши одежду тети.
— Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
По дороге в детский сад:
- «Я заметил».
— Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
- «Волшебные очки».
— Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало? Скажи: «Красные сапоги, красный мяч, красный дом, красная машина, красное пальто и т.п.».
- «Перепутаница»
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекасо (колесо), посаги (сапоги) и пр.